Финансовый план необходим бизнесу, чтобы держать под контролем расходы и доходы. Без него рано или поздно вы начнете замечать убытки. Финплан отличается конкретикой и детальной проработкой каждой статьи расходов. В нем прописывается все: от прямых затрат на строительство до того, сколько денег уходит на аренду, канцелярию, рекламу, зарплату, налоги и даже покупку чая/кофе для сотрудников.
Но помимо расходов вносится и выручка. Например, когда и какие платежи ожидаются от заказчиков. Это позволяет прогнозировать маржу по каждому месяцу и понять, сколько заработаете к концу года. Если расходы превысят доходы, вы сможете быстро отреагировать: сократить ненужные траты или напомнить клиенту-должнику, что он не оплатил купленные за счет компании стройматериалы.
Алгоритм разработки финплана
Шаг 1. Формулируем цель
Оцените количество строительных объектов, которые вы будете вести в будущем году, выручку от заказчиков и все планируемые расходы. Примерный список показателей:
- Выручка от строительства Х объектов
- Прямые расходы на строительство Х объектов
- Зарплата офисного персонала
- Аренда офиса
- Реклама
- Корпоративы: День строителя и Новый год
- Покупка новой мебели
- Витрина с образцами стройматериалом: плитка, паркет, ламинат, обои
- И прочее.
Если вы уже пользуетесь программой Сметтер, то статистика прошлых лет поможет вам быстро проанализировать данные по выручке и расходам и составить такой прогноз. Далее заполняем финмодель, чтобы понять, есть ли ресурсы на все «хотелки».
Шаг 2. Заполняем финансовую модель
Здесь нужна максимальная четкость и внимательность. Записываем по месяцам все расходы и доходы. От аренды до покупки ручек. Эта информация поможет в прогнозировании кассовых разрывов.
Шаг 3. Составляем бюджет и цели по маржинальности
На этом этапе появляются ответственные лица и дедлайны по реализации плана. Этим бюджет и отличается от финансовой модели: речь идет уже о конкретных действиях и людях, которые будут их выполнять. Составлять бюджет лучше совместно с опытным финансистом. В процессе составления бюджета обязательно поставьте цель по маржинальности ваших строительных проектов. Например: «я хочу в среднем зарабатывать 25% на каждом объекте, эта сумма позволит мне содержать офис и штат специалистов и получать достаточные дивиденды».
Шаг 4. Контролируем процесс
Здесь вам поможет «Сметтер». Он подскажет, какую прибыль ваша компания получает в день, месяц, в год и как эта прибыль распределяется. Далее нужны контрольные точки. Например, можно проводить ежемесячные планерки и обсуждать с руководителями подразделений, что удалось реализовать, а где требуется корректировка. Данные из «Сметтера» помогут не тратить время на финансовую аналитику, а видеть обстановку в режиме реального времени и проверять, достигаете ли вы плановой маржинальности по стройке и бизнесу в целом.
Как видите, финансовое планирование в строительной сфере идет по классическому алгоритму.
Основная проблема в планировании и контроле – это подсчеты финансовых показателей. Но с этим за вас справится программа для автоматизации строительного бизнеса Сметтер. Обращайтесь в нашу Службу поддержки пользователей, и специалисты проконсультируют по вопросам финансов в строительстве.